четверг, 2 марта 2017 г.

"Мадонна в скалах"



Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483—86 гг. или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии. Первое упоминание об этой картине относится к 1625 году, тогда она находилась во французской королевской коллекции[1].
«Мадонна в скалах», Лондонская Национальная галерея
Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году[1]. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу[2]. Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине.






Композиция и стиль[править | править вики-текст]

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена атмосферой нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Композиция произведения построена в виде пирамиды. Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки[3].

В культуре[править | править вики-текст]

Картина упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи», где автор утверждает, что якобы на версии, вставленной в Лувре, не Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот — ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а литературный эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», — пародией на историю искусств[4].
Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом — холодным, бледным, непередаваемо мягким…» и понимает, кто́ был на Луне до него.

2 комментария: